Является ли действительным для создания специальных условий обучения для лиц с ОВЗ в г. Москве заключение ПМПК, полученное не в Москве?
В городе Москве, как территориальном субъекте Российской Федерации, функции ПМПК приказом Департамента образования города Москвы от 01.12.2014 № 897 «Об организации работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы» возложены на Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» п.1.3 комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территориального субъекта Российской Федерации. При возникновении необходимости создания специальных условий обучения для детей с ОВЗ прохождение ЦПМПК г. Москвы является обязательным.
Что означает пролонгация обучения?
Пролонгированные сроки обучения – увеличение времени на срок освоения определенного уровня образования.
Пролонгация обучения лиц с ОВЗ предусмотрена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» для 2-4 вариантов, адаптированных основных общеобразовательных программ. Решение о пролонгации обучения принимается в ОО на основании заключения ЦПМПК, определяющего вариант АООП.
Кто в ОО принимает решение о необходимости разработки индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) и зачем он нужен?
Решение о необходимости создания индивидуального образовательного маршрута (далее - ИОМ) принимает образовательная организация на основании внутренних локальных актов и Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». ИОМ создается с учетом рекомендаций ЦПМПК и результатов комплексной психолого-педагогической диагностики обучающегося с ОВЗ специалистами сопровождения. ИОМ составляет психолого-педагогический консилиум ОО в начале учебного года на текущий период, но не более чем на один учебный год.
Что такое тьюторское сопровождение и кому оно положено?
Организация тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ/инвалидностью осуществляется в образовательной организации в соответствии с рекомендациями ЦПМПК на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» с учетом рекомендаций Письма Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 года № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью». На основании внутренних нормативных локальных актов образовательная организация самостоятельна в определении содержательного наполнения предоставления услуги по тьюторскому сопровождению, которое определяется психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации индивидуально для каждого обучающегося.
Какие функции должен выполнять ассистент-помощник учителя?
Предоставление ассистента-помощника обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации реализуется в соответствии с рекомендациями ЦПМПК и письменного заявления родителей (законных представителей). Основные трудовые функции ассистента-помощника закреплены в Приказе Минтруда и социальной защиты РФ от 12.04.2017 № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ» и относятся к деятельности по оказанию технической помощи при нарушениях способности к самообслуживанию, передвижению, способности к ориентации и общению.
Какой документ об образовании получит обучающийся с интеллектуальными нарушениями?
В соответствии со ст.60 п.13 Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
13. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
На основании каких документов можно перевести ребёнка на обучение по индивидуальной форме (на дому)?
Заочная форма обучения закреплена в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» п.28, ст.2. Заочная форма обучения организуется в порядке, закрепленном внутренними локальными актами ОО. Организация обучения в заочной форме предоставляется на основании письменного заявления родителей (законных представителей), которое подтверждено медицинскими документами.
Куда можно обратиться родителю (законному представителю) ребенка, если он не согласен с заключением ЦПМПК г. Москвы?
Родитель (законный представитель) в случае несогласия с медицинским заключением о состоянии здоровья и рекомендациями по организации образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья, выданного подкомиссии врачебной комиссии медицинской организации государственной системы здравоохранения города Москвы, с заключением ЦПМПК г. Москвы обращается с письменным заявлением о межведомственной конфликтной комиссии к руководителю ЦПМПК г. Москвы.
Заявление родителя (законного представителя) обучающегося рассматривается в течение месяца с момента обращения, родитель (законный представитель) обучающегося получает письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения.
Приказ ДОгМ от 28.05.2015 №245 «О межведомственной конфликтной комиссии центральной психолого- медико-педагогической комиссии города Москвы».
Можно ли предоставить на ЦПМПК медицинскую справку из коммерческой организации?
Нет, нельзя.
Перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, осуществляющих выдачу медицинских заключений о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 01.04.2013 №297 «О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключения о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья"
(Приложение 1).
Где можно получить медицинское заключение о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья? (приказ ДЗгМ от 01.04.2013 №297)
Медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы, осуществляющих выдачу медицинских заключений о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья утверждены приказом ДЗгМ от 01.04.2013 № 297 (приложение 1).
Медицинское обследование для выдачи медицинского заключения проводится на основании письменного заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетних или гражданина согласно приказу ДЗгМ от 01.04.2013 № 297 (приложение 2).
Приказ ДЗгМ от 01.04.2013 №297 «О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключения о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья».
В каком случае необходимо повторно проходить ЦПМПК г. Москвы?
Повторное прохождение комиссии необходимо с целью подтверждения ранее выданного заключения ЦПМПК г. Москвы при переходе с одного уровня образования на следующий:
Через сколько дней после прохождения ребенком процедуры психолого-педагогического обследования можно получить заключение ЦПМПК г. Москвы?
Заключение комиссии выдается под роспись родителям (законным представителям) детей через 5 рабочих дней со дня проведения психолого-педагогического обследования при условии предоставления полного пакета документов в день проведения обследования.
Как проходит процедура обследования на ЦПМПК г. Москвы?
Обследование осуществляется специалистами ЦПМПК г. Москвы (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом) одновременно в присутствии родителей (законных представителей).
Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
В ходе обследования ребенка комиссией ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень предоставленных документов, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особое мнение специалистов (при наличии) и заключение комиссии.
Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
Приказ ДОгМ от 01 декабря 2014 г. № 897 «Об организации работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы».